Существующий в России порядок осуществления продаж дистанционным способом
Отметим сразу — российское налоговое законодательство пока не знакомо с самим понятием «интернет–торговля». Пока нет законодательно закрепленного определения, поэтому в некоторых случаях речь идет о продаже товаров дистанционным или удаленным способом, в других — об электронной торговле.
Развитие и регулирование данной сферы опирается, прежде всего, на уже существующие нормативные акты, такие как: Гражданский кодекс РФ и Закон «О защите прав потребителя», которые вполне применимы не только к привычным всем способам осуществления торговли, но и к осуществлению продаж по средствам интернет-магазинов. В этой сфере есть и более специализированный нормативный документ — это Постановление Правительства РФ № 612 от 27.09.2012 г. «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом». Таким образом, в России не существует отдельного законодательства, регулирующего деятельность интернет-магазинов.
Существующей сегодня терминологии, относящейся к дистанционной продаже товара, вполне достаточно для своевременного регулирования правоотношений в этой нише и отсутствие термина «интернет-торговля» или «электронная торговля», признанных законодательно, не стало проблемой с правовой точки зрения. Если и вписывать интернет-торговлю в юридические словари, то исключительно с целью показать отрасль государству, ведь пока этого не сделано — отрасль статистически не видна.
Перспективы и основные направления развития интернет–торговли. Онлайн-торговля рвется вперед
В 2013 году интернет-магазины будут стремительно развиваться и наращивать свое присутствие в оффлайне. Еще одна важная тенденция развития — совершенствование логистики в регионах и оформление кредитов непосредственно в Сети.
С целью увеличения популярности интернет-торговли и привлечения новой аудитории, крупные интернет-магазины намерены методично увеличивать количество пунктов выдачи заказов. Интересно, что такая активность интернет-бизнесменов подстегивает действия в этой сфере и традиционной розницы. Крупнейшие гипермаркеты заявляют об открытии пунктов заказа-выдачи — своеобразных интернет-точек с терминалом для выбора товаров и возможностью оформления кредитов. Эта политика даст возможность крупному бизнесу предложить потребителю более лояльные цены, снизить издержки, а также иметь свои представительства даже там, где невозможно открыть крупный магазин.
Такая конкуренция за оффлайн-аудиторию, вынуждает интернет-магазины быстрее наращивать свое присутствие в привычной жизни потребителей. Рано или поздно оффлайн-пункты должны появиться у каждого интернет-магазина — это неизбежная реальность.
Усовершенствование логистики — целесообразное и беспроигрышное решение, ведь российские просторы подталкивают интернет-предпринимателей осваивать все новые и новые территории. Поэтому, первый, кто откроет собственные склады на Дальнем Востоке — получит большую фору в освоении этого региона. Остальные будут вынуждены либо «подтягиваться» к сделавшему смелый шаг, либо терять данный регион.
Еще одна важная тенденция — развитие онлайн-кредитования. Эта услуга еще мало развита на рынке, так как законодательной базы для нее пока просто не существует. Однако, прогнозируется, что в 2013 году онлайн-кредитование пойдет активнее.
Онлайн-торговля в Москве и Санкт-Петербурге находится на уровне западных стран, тогда, как в регионах ситуация несколько иная. По оценке Morgan Stanley к 2015 году ожидается увеличение объема российского рынка до 36 млрд. долларов – 4.5% от всех розничных продаж, а к 2020 году - до 7%.